СКАЗКИ И МИФЫ НАРОДОВ ОКЕАНИИ
Этот огромный регион с акваторией более 50 млн. кв. км часто называют еще — Южные моря.
На необозримых водных пространствах здесь разбросано бесчисленное множество больших и малых островов и архипелагов. Большая часть их находится в тропиках, и население островов не знает зимы или осени: всегда жарко светит солнце, берега покрыты вечнозелеными пальмами и мангровыми деревьями, сверкает песок тихих лагун, и мощные волны накатывают на рифовые площадки, а в глубине больших островов зеленеют горы.
Заселение Океании началось несколько тысяч лет назад. Происходило оно из разных районов земли и различными путями, и в итоге множество больших и малых народов, племен, групп — с огромным разнообразием языков, культуры, физических особенностей — объединяются в четыре крупных группы соответственно четырем географическим и историко-этнографическим областям. Это Новая Гвинея, Меланезия (Черные острова), Микронезия (Мелкие острова) и Полинезия (Многочисленные острова).
В нашей книге помещены четыре сказки папуасов Новой Гвинеи: «Как жители островов Торресового пролива обрели огонь», «О том, как казуар и крокодил поссорились из-за саговой пальмы», «В гостях у Солнца, Луны и ночи» и «Шагающее дерево».
До недавнего времени папуасы вели первобытный образ жизни, пользовались каменными орудиями, но, в отличие от австралийцев, уже знали земледелие, жили в постоянных деревнях, изготовляли гораздо больше предметов быта и орудий труда, употребляли посуду из глины и дерева, музыкальные инструменты и т. д.
Мифы папуасов рассказывали о первопредках и культурных героях, о духах — хозяевах природы, о происхождении огородных культур и о многом другом.
Вместе с тем папуасы знали немало сказок, разнообразных по содержанию и часто близких к европейским. Так, герои сказки «О том, как казуар и крокодил поссорились из-за саговой пальмы» ведут себя совсем похоже на персонажей известных сказок о животных — ссорятся, вредят и мстят друг другу. Очень характерна сказка о добывании огня: Хавиа похищает огонь, совершая подвиг подобно древнегреческому Прометею. В этой сказке есть следы этиологического мифа: она объясняет, почему крокодилы живут в воде и преследуют людей.
Меланезия в нашем сборнике представлена двумя сказками — с Соломоновых островов («Цапля и черепаха») и с острова Ротума («Дети и великан»). Микронезия — одной, с Каролинских островов («Обманутая людоедка»).
В этих областях также были широко распространены мифы и в то же время сказки, отдельными мотивами схожие с европейскими. Так, цапля и черепаха, подобно персонажам русских сказок о животных, помогают друг другу в беде, по-своему платят долг благодарности. Сказка «Обманутая людоедка» напоминает сказку о мальчике с пальчик, а в сказке «Дети и великан» излагается тоже знакомая история о ловком, хитроумном мальчике и глупом великане.
Не случайно в нашем разделе больше всего сказок с островов Полинезии:
Тонга («Осьминог и крыса»), Самоа («Акула и черепаха»), Гавайского архипелага («Похищение огня»), Новой Зеландии («Такаранги и Рау-махора»).
Полинезия занимает в Океании самую большую территорию. Народы ее — великие мореходы, строители, создатели замечательной культуры — ко времени знакомства с ними европейцев достигли высокой стадии развития, несмотря на отсутствие на островах глины и металла. Кое-где уже начали создаваться государства, важную роль в общественной жизни играли вожди и жрецы.
Мифология и фольклор полинезийцев отличаются исключительным богатством и разнообразием, большое место здесь занимают сказания о возникновении мира, островов, первых людей, о богах, воплощавших силы природы, и о борьбе с ними, об истории племен и о племенных вождях, о дальних плаваниях, открытиях земель, войнах и т. д.
В наше время народы Океании освобождаются от колониализма, создают независимые государства: Папуа Новая Гвинея, Фиджи, Тонга, Вануату, Кирибати, Тувалу, Западное Самоа и другие.
Помещенные в этом разделе сказки уводят нас в один из самых отдаленных районов земного шара: здесь до недавнего времени коренное население сохраняло образ жизни, орудия труда и предметы быта, социальные отношения и представления о мире, характерные для первобытного общества, для людей каменного века.
Австралийские аборигены жили племенами, лишенными политической организации и власти и делившимися на небольшие группы (общины), которые бродили в границах своих угодий, оставаясь надолго на временных стойбищах (здесь они сооружали примитивные хижины, иногда — маленькие ограды либо навесы, а то и просто располагались вокруг костров или земляных печей), охотились с помощью копий, копьеметалок, бумерангов и дубинок (лука и стрел они не знали), ловили рыбу, собирали лесные плоды, гусениц, личинок-Отношения в общинах строились на началах коллективизма и взаимопомощи, здесь строго соблюдались выработанные тысячелетиями неписаные правила общежития, моральные нормы, поддерживался авторитет старших.
В составе общин важное место занимали роды: членов их объединяло сознание кровного родства и общего происхождения от древнего предка; внутри рода браки были запрещены, мужчины приводили жен из другого рода, а девушки, достигнув брачного возраста, в свою очередь, выходили замуж в чужой род, на всю жизнь сохраняя связь со своим родом.
Читая сказки аборигенов, мы находим в них многочисленные отражения реальных условий жизни и отношений первобытных людей: вполне» достоверно рассказывается в них о способах охоты, об оружии, лодках, приготовлении пищи, о праздниках и обязательных на них плясках и о многом другом…
Но перед нами не просто сказки, правдиво воспроизводящие быт аборигенов, а и мифы, то есть рассказы одновременно фантастические и такие, в истинность которых аборигены безусловно верили. В мифах получали отражение фантастические представления первобытных людей о мире, о своем прошлом, в них находили объяснение многие загадки природы.
Нередко эти сказки начинаются так: «В незапамятные времена, когда еще не было в мире луны…»; «Когда мир был совсем юным…»; «До того, как появились люди…». Мы оказываемся как бы у истоков мира; в нем нет еще многого, к чему мы так привыкли: Солнца, Луны, Млечного Пути, света, огня и т. д.; нет знакомых аборигенам животных и растений, предметов, орудий труда, знаний и обычаев. Мифы повествуют, как они появились, как все стало. Именно в этом заключается одно из важнейших значений мифов.
Они объясняют также, почему, каким образом явились те или иные свойства, особенности, отличия: почему эму не летают, а дрофы откладывают в сезон только по два яйца; как змеи стали ядовитыми; почему созвездие Плеяды состоит из семи звезд; отчего аист и ворон никогда не бывают вместе и т. д. и т. п.
Объяснительные мифы (или эпизоды в мифах) принято в науке называть этиологическими. Этиологическое начало довольно резко отделяет миф от сказки. Нетрудно заметить, однако, что мифологические объяснения далеки от действительности. Чаще всего новые (полезные, необходимые людям) предметы создаются или добываются благодаря действиям так называемых культурных героев, или тотемических предков.
Культурные герои — это мифические персонажи, которые приносят в мир какое-либо благо: создают Солнце, «скатывают темноту», получают первый огонь; погибая, превращаются в нечто полезное или величественное (например, в Млечный Путь). Культурные герои — это отдаленные предки племени или общины. Часто это предки тотемические.
Нельзя понять австралийские сказки без объяснения того, что наука называет тотемизмом. Суть его состоит в следующем. Аборигены верили, что племя, род обязаны происхождением предку-тотему, в роли которого может выступать вид животного, растения, птицы, насекомого и проч. Каждая группа называет себя по имени такого предка: люди Кита, Аиста, Водяной Крысы, Морской звезды, Кенгуру, Ворона и т. д.
Начало некоторых сказок может показаться странным: «Когда Кенгуру и Собака были людьми…»; «…когда Аист и Ворон были людьми…»; «Когда Выпь был человеком…». Здесь имеются в виду тотемные предки, которые когда-то были сразу людьми (но не похожими на нынешних) и зверями и птицами (и тоже необычными). Считается, что тотемный предок продолжает оказывать свое воздействие на племя или общину, к нему можно обращаться за содействием в специальных обрядах и магических операциях.
Герои мифов, первопредки, нередко описываются как великие охотники и воины, пролагатели новых путей, великие мастера танца и песни. С героями сказок их сближают величие подвигов, благородство поступков, высокие нравственные качества.
У австралийских аборигенов существовали мифы священные, окруженные тайной, исполнявшиеся преимущественно во время серьезных обрядов, запретные для женщин и детей, и мифы общедоступные. Среди помещенных в нашей книге большинство принадлежит ко второй группе, и они обнаруживают свою близость к сказкам (особенно см.: «Девушка, которая плела сумки» — сказка о большой любви молодых людей; «Как Выпь поймал дюгоня» — сказка юмористическая, и др.). Многие мифы, постепенно утрачивая объяснительные мотивы, связь с культом предков и тотемизмом, переставая быть предметом веры, превращались в сказки.